Диалоги с Маратом Шибутовым: Государственный бюджет и что он значит для гражданина
05 октября 2016, 15:00
Поделиться

Марат Шибутов - политолог, общественный деятель

Какое влияние имеет государственный бюджет на экономику страны и благосостояние конкретного гражданина? В чем суть новой реформы местного самоуправления - чего ждать от внедрения бюджетов 4 уровня? Что получат люди от этой реформы? Готовы ли люди к принятию участия в формировании бюджета и контролю за его расходами? Об этом и других вопросах бюджетного законодательства Марат Шибутов поговорит с Асель Крыкбаевой, директором общественного объединения «Центр поддержки правовых и экономических реформ»

Диалоги с Маратом Шибутовым: Государственный бюджет и что он значит для гражданина

М.Ш. - Здравствуйте, в эфире общественное радио Медиаметрикс Казахстан, нас можно слушать и смотреть на radiomm.kz и на нашем канале на Youtube. У микрофона Марат Шибутов (М.Ш.)  и тема сегодняшней беседы "Государственный бюджет и что он значит для гражданина", поговорим мы об этом с нашей гостьей - экспертом по бюджету для граждан, Асель Крыкбаевой (А.К.) . Здравствуйте, Асель.

А.К. - Здравствуйте, Марат.

М.Ш. - Начнём с простого вопроса. При разговоре о бюджете люди думают, что это- Астана, скучные дяденьки, куча таблиц и многое другое, что на простого человека никак не влияет. На мой взгляд, это очень большое заблуждение. Возьмём обычную семью - папа, мама, два ребёнка, один ходит в детский сад, другой в школу. Как государственный  и местный бюджет влияет на эту семью?

А.К. - Говоря о государственном бюджете, это - дорога от Алматы до Астаны, говоря о местном, это - дорога от школы до дома, от дома до работы. Освещение на улицах, содержание детского сада, бюджетные государственные организации. Чем меньше каждый человек платит налоги, тем меньше благ получает каждый из нас, несмотря на нефтяные доходы страны.

М.Ш. - У нас также есть лекарства, бензин, алкоголь, табак, продукты, коммунальные тарифы, общественный транспорт. На всё это влияют простые цифры - 1%, 2%, 3% от цен, а если человек является госслужащим или бюджетником, то на него влияет абсолютно всё. Долгие годы люди хотели большего доступа к бюджету, Асель и сама так говорила об этом, побывала на множестве конференций, поездок, тренингов. Получилось что-нибудь?

А.К. - Прогресс, определённо, есть. За 13 лет, что я работаю в этой  сфере, произошли большие изменения. Раньше мы запрашивали нужную информацию у госорганов и нам отвечали, что мы не имеем права знать это, хотя и тогда был закон об обращениях граждан. Сейчас бюджеты размещаются в доступных источниках, есть гражданский бюджет, размещаются простые и удобные инфографики. Раньше информацию по бюджету печатали в газетах огромными таблицами, которые никто не понимал и не читал. Прогресс не такой, как хотелось бы, но он есть.

М.Ш. - Когда я начинал писать статьи о трансфертах в регионы и сколько трансфертов приходится на человека, это не понимали, и только потом эту тему подхватили журналисты. Народ уже начинает понимать, что от этого зависит его судьба. С гражданским бюджетом всегда можно познакомиться на сайте министерства финансов, на сайте http://budget.kz/, на сайте фонда Сорос можно прочитать отдельное большое исследование, в библиотеке есть пособие "Бюджетный гид", в котором подробно описывают весь процесс создания бюджета. Общество стало интересоваться бюджетом, государство идёт навстречу народу. А влияют ли граждане напрямую на бюджет?

А.К. - Конкретных примеров я привести не могу, но ведь именно граждане избирают маслихат. С развитием социальных сетей принимается и выносится на рассмотрение множество вопросов. Конкретный человек высказывает свои пожелания и деньги на то, чтобы решить именно эту определенную проблему выделяются именно из бюджета.

М.Ш. - Нужно помнить, что у государственного органа не точно определена цель, у него есть коридор принятия решений  и в зависимости от активности граждан он может принимать более оптимальную для вас сторону. Это и есть гражданское общество - каждый хочет сделать жизнь лучше, даже в рамках своего микрорайона. Сейчас мы в общественном совете начинаем рассматривать бюджет на 2017 год.

А.К. - Кстати говоря, у общественного совета есть прерогатива создавать общественные слушания, собираетесь ли вы, как член совета, создавать таковые по проекту бюджета?

М.Ш. - Да. На одном из следующих собраний мы назначим дату слушаний по бюджету. В кабинете общественного совета Алмалинского акимата как раз проходит встреча общественного совета с комитетами местных сообществ, собираются все предложения и идут на дальнейшее рассмотрение. Мы стараемся учитывать пожелания этого и прошлого года, будем пытаться втиснуть их в бюджет. Куандык Бишимбаев, министр национальной экономики, представил в Мажилисе поправки в закон о местном самоуправлении и ещё несколько документов, касающихся бюджетов четвёртого уровня. Асель, что за бюджет четвёртого уровня, почему это маленькая, неосвещенная в СМИ, революция для граждан и для демократии?

А.К. - Сейчас существуют три уровня бюджета - республиканский бюджет, областной, на одном уровне с ним бюджеты Алматы и Астаны, районный бюджет и бюджет городов областного значения. Сейчас вводится четвёртый уровень - бюджеты городов районного значения, и сельских округов. Давно говорили о развитии местного самоуправления, но у тех же сел денег на развитие не было. С 2018 собственные бюджеты будут у населённых пунктов с населением более 2000 человек, с 2020 года бюджеты будут и у аулов.

М.Ш. - Даже с населением в 100 человек, аулы будут с собственным бюджетом, которым сможет распоряжаться аким, а не просто отправлять бюджетные заявки. 

А.К. -   Но все равно их бюджет будет утверждаться районным маслихатом. Акимат будет писать бюджет, потом одобрять его у местного сообщества и потом это будет передаваться в районный орган управления, который и будет принимать окончательные решения. Система трансфертов останется в любом случае. С изменениями в данной системе мы сможем увидеть, сколько зарабатывают определённые населённые пункты и сколько тратят. Будут не только расходы, но и доходы, часть которых они смогут оставлять.

М.Ш. - У каждого акима будут не только деньги, но и ответственность. Раньше от него ничего не зависело, а теперь он будет сам пытаться развивать и решать проблемы жителей. В каждом селе и районе есть местное сообщество - гражданские активисты, которые объединяются и составляют небольшой общественный совет. Ответственность, получается, теперь и на местном сообществе. Со стороны политики - винить некого и люди будут сами ответственны за распределение бюджетных средств. Наши люди вообще готовы к этому?

А.К. - Даже если и не готовы, то есть время обучиться основам, это не так сложно.

М.Ш. - Вопрос в том, готовы ли наши люди к гражданской и личной ответственности!

А. К. - Думаю, что да. Они же требуют решения локальных проблем, а теперь у них будет возможность распределения средств на их решение.

М.Ш. - Но при этом есть КСК - практически местное сообщество со своим бюджетом. Но люди продолжают жаловаться. Кому-то повезет, и у них будут активисты, будет хорошее местное сообщество, которые реально решают проблемы, а кому-то попадутся недобросовестные представители, неграмотно распределяющие средства.

А.К. - Я считаю, что большего всего всё будет зависеть не от представителей сообществ, а от местных акимов и их грамотных помощников.

М.Ш. - У нас в стране сельских округов, посёлков и прочего 7 тысяч. Где мы возьмём 7 тысяч специалистов по бюджету в сёлах?

А.К. - Каждый год ведь из ВУЗов выпускается огромное количество экономистов и финансистов. Им придётся научиться, время есть и кому-то явно придётся менять место жительства. 

М.Ш. – Мы, в итоге, получаем большое кадровое изменение. Селу понадобятся люди, знающие как работать с бюджетом. Интересно, как это будет.

А.К. - Я считаю, что время подготовиться есть, это освещено в СМИ.

М.Ш. - Об этом нужно говорить больше. На “Кипре” Юлия Кучинская сказала, что Нур Отан будет проводить курсы по подготовке, может быть и министерство национальной экономики. Необходима большая обучающая программа для акимов, для представителей местного самоуправления, нужно создавать условия - это общегосударственная задача. В противном случае нам грозит волна заключений под стражу. Сложно представить себе этот процесс в селе с населением в 100 человек. Асель, а если рассматривать  регионы, где люди интересуются бюджетом больше, а где меньше?

А.К. - Везде по-разному. Рассматривая индекс открытости местных бюджетов по вовлечению на первом месте - ВКО, на последних - Астана, Алматы и Кызылорда. Просто размещать бюджет недостаточно, нужно вовлекать людей в процесс. Например, сейчас несколько членов Национальной бюджетной сети работают над этим законопроектом в парламенте.

М.Ш. - Я думаю, что также нужен госинформ заказ и госсоцзаказ на эти цели. Большая ответственность будет лежать на плечах местной интеллигенции - аксакалы, директора школ и больниц, руководители предприятий. По поводу Алматы  - по отчётам за прошлый и за нынешний годы с первого раза из 8 районов грамотно составленный отчёт сдал только Бостандыкский. Бюджет в остальных районах был закрыт и неизвестно куда уходили деньги, но потом мы разобрались. Сколько, интересно, денег будет иметь село?

А.К. - Я думаю, что столько же, сколько имел район. Какая-то часть останется в самом районе, оставшаяся уйдёт в село.

М.Ш. - Какой стандартный бюджет в районе? Около 2 миллиардов, то есть 10 миллионов на село. Для сельских жителей, которые получают по 25 тысяч тенге в  месяц, это - огромные деньги. Как считаете, будут ли у них соблазны?

А.К. - Они есть всегда на любом уровне, но именно в интересах местных сообществ оставлять деньги в селе.

М.Ш. - Маленькая сельская трагедия - рассмотрение бюджета.

А.К. - Это общемировая практика и всё будет выравниваться трансфертами. Готовы люди или нет - работа начата. Сейчас ведь есть партисипативный бюджет – 3-5%, люди сами решают, на что пойдут определённые суммы. У них есть текущие расходы - содержание акимата, освещение улиц, содержание детских садов и многое другое.

М.Ш. - Я считаю, что это будет большой ментальный поворот - жизнь за забором можно сделать лучше.

А.К. - Личностный фактор всегда может быть, но его будет проще исключить в небольших масштабах.

М.Ш. - Получается, должна быть демократическая культура - дебаты, споры, выработка консенсуса именно на местном уровне.

А.К. - Аким будет озвучивать суммы, текущие расходы, и обсуждаться будет распределение остатка.

М.Ш. - Так мы и узнаем всё про личные интересы акимов и членов местного самоуправления. Возможности районного маслихата, в любом случае, повышаются.

А.К. - Но и раньше каждое село присутствовало при рассмотрении бюджета.

М.Ш. - Сидело оно через акима, решающего куда, сколько и когда пойдёт денег.

А.К. - Теперь акимы сел будут сами приходить в районный маслихат и отстаивать интересы своих людей.

М.Ш. - Готовы ли районные маслихаты к такому объёму работы?

А.К. - Сложно сказать.

М.Ш. - На примере общественного совета мы видим, что функционал у всех одинаковый, а работают все по-разному. Стоит большой политической вопрос конкуренции между сёлами. В одном умный аким с умным бухгалтером, в другом - наоборот. С одинаковым населением суммы, работы и прогресс будут значительно разнится. Как считаете, большая будет разница?

А.К. - Нужно проводить исследования. Мы пытались узнать, сколько денег идет на каждое село отдельно и сейчас суммы из бюджетов сел сложно достать.

М.Ш. - Разница в качестве работы местных органов видна даже сейчас.

А.К. - Теперь представители села, члена местного сообщества смогут высказывать жалобы на уровне районного маслихата.

М.Ш. - От акима очень многое будет зависеть. От активности  акимов и их умений отстаивать интересы зависит жизнь народа. Необходим хороший управляющий. Если раньше с проблемами действий акимов разбирались в районном маслихате, то сейчас этого делать никто не будет. 

А.К. - Процесс начался и время покажет. К тому же бюджету, ориентированному на результат, к трёхлетнему бюджеты, к стратегическим планам никто не был готов, но сейчас все отлично работает.

М.Ш. - Появилась политическая культура, вовлечены бизнесмены.

А.К. - И это - развитие регионов. Местный бюджет напрямую зависит от подоходного налога, от социального налога, от малого и среднего бизнеса будет зависеть развитие того или иного города. Результат всегда зависит от вложений. 

М.Ш. - Будет проходить изменение вертикалей власти. Если раньше роль акима посёлка была не велика, то сейчас у него будет бюджет, права. У кого больше прав на бюджет, тот и прав. Сословное государство. Распределение меняется.

А.К. - Будут бюджетные программы, которые они должны реализовать, у которых будут цели, индикаторы и задачи.

М.Ш. - Срочно нужен грамотный горожанин. Происходят большие изменения, от которых будут зависеть жизни всех жителей. Процесс запущен?

А.К. - Он запускается, закон ведь ещё не принят.

М.Ш. - Наконец-то демократия. Районные центры, села, посёлки городского типа получат деньги.

А.К. - Они не просто получат их, они должны будут расписать их предназначение, посчитать население - проживающие, экономически активное население, работающие.

М.Ш. - Чем больше людей и чем больше налоги, тем лучше жизнь. Мало людей, мало налогов, меньше денег - хуже жизнь. Люди видят село, где лучшем переезжают туда.

А.К. - Я считаю, что деньги, которые появятся у местного самоуправления, смогут поднять экономику. У акима и местного самоуправления будет  задача получать больше налогов.

М. Ш. - Все заинтересованы в оплате налогов.

А.К. - Те же маленькие магазинчики должны будут обзавестись кассовыми аппаратами и выдавать чеки. Чем больше чеков, тем больше налогов. 

М.Ш. - Местное самоуправление будут давить на местных бизнесменов.

А.К. - Во многих сёлах люди не платят земельный налог за собственные дома. Поначалу, возможно, нужно будет проводить беседы и объяснять почему и зачем, потом это станет обычным делом. Культура будет развиваться.

М.Ш. - Так же мы привыкли к ЦОНам и egov. Мы получим большой рывок демократической системы. Если вы, жители села, смотрите нашу программу, то вы должны знать своих депутатов районного маслихата, представителей местного сообщества, акима и их способности, ведь именно от них будет зависеть ваша жизнь ее качества. Хорошо или плохо - за это будет отвечать не президент с премьером, а вышеперечисленные люди. Асель, как вы думаете, нужно ли всех учить бюджету?

А.К. - Конечно, финансовая грамотность должна быть.

М.Ш. - Вместо того же самопознания в школах можно было бы включить уроки финансовой грамотности, от неё мы придём к политической и к совсем другому обществу. Как всегда государство внедряет правильные вещи, а мы их негативно воспринимаем. Но мы и сами очень ленивые.

Система местного самоуправления будет претерпевать огромные изменения, приходят деньги и демократия, сельчане будут жить так, как решат выбранные ими управляющие, многое будет зависеть от районного маслихата. Появляются возможности радикально улучшить качество жизни. Возникают другие условия для человеческого капитала в селе - востребованы будут грамотные управляющие.

А.К. - Когда будут проходить следующие выборы акимов сёл?

М.Ш. - Через пять лет. Управленцы и районный маслихат получают огромную ответственность. Мы постепенно приходим к европейским стандартам и практикам. Тот вклад, который внесла наша уважаемая Асель и многие другие, внесли в эту отрасль, наконец даёт свои плоды.

А.К. -Спасибо, Марат.

М.Ш. - Мы должны знать людей, которые делают жизнь в нашей стране лучше. Передача подходит к концу, в студии общественного радио Медиаметрикс был Марат Шибутов и Асель Крыкбаева. Мы говорили о бюджете четвёртого уровня, о местном самоуправлении, о демократии и о том, что нас ожидает. Слушайте и смотрите наши передачи на radiomm.kz и на нашем канале на Youtube. Спасибо за внимание, до свидания. 

Расшифровала Полина Абугалиева