Всё о коронавирусе: чего мы еще не знаем: Онлайн-образование - первый опыт
01 июля 2020, 15:00
Поделиться
Аида Досаева

эксперт по коммуникациям

В гостях у Аиды Досаевой в программе "Всё о коронавирусе: чего мы еще не знаем" - Абдильдина Жанар Нурбапашқызы, директор филиала «Центр образовательных программ» «Назарбаев Интеллектуальной школы» г. Астаны. Работала учителем, директором школы, начальником отдела образования г. Степногорска, директором НИШ г. Кокшетау. Участник рабочей группы проекта ОЭСР «Будущее образования и навыков: образование 2030». Поддержка данного проекта была осуществлена Фондом Евразия Центральной Азии за счет средств, предоставленных компанией «Шеврон Мунайгаз Инк». Точка зрения, отраженная в наших программах, может не совпадать с точкой зрения Фонда или компании «Шеврон Мунайгаз Инк».

Все о коронавирусе. Что мы еще не знаем.

Онлайн образование – первый опыт

 

Аида Досаева (А.Д.) – Добрый день, дорогие друзья. Мы сегодня, как всегда, на волнах радио МедиаМетрикс Казахстан. Передача «Коронавирус: до и после». И мы с удовольствием представляет гостя нашей программы Абдильдину Жанар Нурбопашева (Ж.А.), директора Центра образовательных программ автономной организации образовании «Назарбаев интеллектуальные школы». И прежде чем мы начнем и передадим слово Жанар Нурбопашевне, я бы хотела отметить, что данный проект поддерживается фондом «Евразия-Центральная Азия» за счет корпорации Шеврон Мунай Инк. Пожалуйста, Жанар Нурбопашевна, мы рады Вас сегодня приветствовать в нашей студии. И тема нашей сегодняшней передачи «Онлайн образование: первый опыт». Я бы хотела сказать, что эта тема в рамках карантинного периода приобрела огромное значение, стала очень актуальной особенно для родителей, школьников и учителей. Поэтому мы обратились к Жанар Нурбопашевне, чтобы она рассказала о внедрении онлайн-образования в рамках Вашей автономной организации образования. Пожалуйста, Вам слово.

Ж.А. – Добрый день, Аида, добрый день, уважаемые слушатели. Большое спасибо за приглашение. И мы, конечно, с удовольствием постараемся поделиться своим опытом, ответить на все ваши вопросы. Если посмотреть на историю развития ИКТ навыков наших сотрудников и наших учащихся, я бы хотела начать с 2011 года, когда автономная организация образования открывала центры педагогического мастерства. Там одним из семи модулей был модуль, который был направлен на развитие ИКТ компетенций педагогов. Если на первые курсы учителя приезжали и даже не знали, что такое электронная почта, то на следующие этапы обучения они уже приезжали с собственными ноутбуками. Кроме этого, я являюсь первым директором Назарбаев интеллектуальной школы г. Кокшетау, и хочу сказать, что эта философия продолжалась и там. При отборе учителей мы говорили о том, что «вы должны будете обладать определенным навыком ИКТ-компетенций». В формате аттестации - это тоже обязательный модуль, когда учителя определяют свой уровень и демонстрируют прогресс в этом направлении. Кроме этого у нас сразу был опыт создания, и он сейчас существует, кстати говоря: виртуальные онлайн-школы для учащихся общеобразовательных школ. То есть, учителя интеллектуальных школ ведут виртуальные школы в режиме онлайн для учащихся 5-6 классов. И благодаря этим виртуальным школам дети могли готовиться в Назарбаев интеллектуальные школы. И надо сказать, что эта школа имеет определенный интерес со стороны детей. Я знаю, что очень много детей, которые находятся в аулах, в сельской местности, и регистрируются, получают задания, прорабатывают задания по профильным предметам, затем приезжают отобранные дети приезжают на каникулярную школу по регионам. То есть, это был определенный толчок развития онлайн-навыков и для детей общеобразовательных школ. Кроме этого, раз уж такой фокус делается на онлайн-формат, у наших учителей очень много собственных разработок. Создают собственные сайты, отправляют задания учащимся, дают обратную связь. Я хочу привести лишь один яркий пример. Недавно вы видели: интернет был взорван тем, что наш учителй из Кызылорды Мухтар Бегайдаров разработал сайт бесплатный по математике, где загрузил более 600 источников, поместил туда и учебники, и научно-методическую литературу, там были размещены и разработанные видеоуроки и ресурсы для оценивания. Это сайт, которым пользуются очень многие учителя общеобразовательных школ всей страны. Кроме этого, мобильную версию этого сайта разработал его ученик Нурбол Ержигит. То есть, у нас дети тоже очень хорошо, даже быстрее чем учителя, быстрее осваивают все эти ИКТ-компетенции. Наши учащиеся разработали более 200 мобильных приложений. Занимают определенные места в проектных работах. Поэтому это культура в нашей автономной организации образования. Если продолжить эту тему в данной ситуации в связи с пандемией, то я могу сказать, что это был комплексный подход со стороны нашей управляющей компании. В первую очередь, была собрана вся информация о каждом ребенке и каждом учителе, которым, когда они оказались дома, был задан вопрос: есть ли у тебя техника, есть ли у тебя возможность выхода в интернет. Наш управляющий директор Куляш Ногатаевна лично держала вопрос на контроле. Детям, у которых не было возможности, техника была выдана, учителя тоже получили, у которых не было собственной техники. Те дети, которые оказались в глубинках, в аулах, у нас много таких учится детей, и не было возможности выхода в интернет, были приобретены модемы, были доставлены в сельскую местность. Таким образом, все стопроцентно получили доступ к интернету. Кроме этого были разработаны методические рекомендации, онлайн-расписание уроков. Были определены те уроки, которые будут транслироваться в эфирное время, то есть учитель и ученик должны были взаимодействовать через компьютер. Были определены те уроки, которые не будут в онлайн-расписании, это такие уроки как казахская и русская литература, самопознание, физическая культура, и начальная военная технологическая подготовка. По названию этих предметов вы видите, что не было смысла забирать эфирное время на них. По всем предметам сотрудниками Центра образовательных программ были разработаны методические рекомендации, на первую неделю были разработаны сценарии таких уроков. Был сделан подбор аудио и видеоресурсов, по всем предметам были загружены учебники, была загружена вся художественная литература, чтобы она была доступна учащимся. Но была выбрана… конечно, у нас все дети имеют учетные записи в Microsoft Office 365, поэтому была выбрана программа Teams, которая очень удобна в этом формате. Все учителя были зарегистрированы, кто еще не находился в этом чате. Появились предметные чаты. И затем после того, как была оказана такая методологическая поддержка, учителя уже подхватили этот процесс самостоятельно. Центром педагогических измерений были разработаны рекомендации по оцениванию в этом формате. То есть, была проведена большая комплексная работа. Понимая, что дети находятся в режиме онлайн, постоянно перед компьютером, были разработаны методические рекомендации по организации физминуток, потому что нужно было снимать усталость с глаз, подумать об осанке учащихся, подумать о психологической разгрузке в формате онлайн-обучения. Но это если кратко про нашу подготовительную работу.

А.Д. – Вы предвосхитили сразу несколько моих вопросов, так подробно все осветили, сложилось представление о вашей концептуальной работе. Скажите, в целом в вашем учебном заведении сколько учителей, сколько учеников, учителя проходили ли до этого аттестацию, насколько они хорошо знают ИКТ. Какие материалы используются для онлайн-обучения. Вы уже упомянули про методички, но расскажите более подробно. Они же не сейчас были подготовлены, не за один месяц, наверное, они у вас были уже.

Ж.А. – Спасибо за вопрос. Наверное, все знают, а, может, и не все, что у нас 20 интеллектуальных школ. 19 школ располагаются в областных центрах, в городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент – по две школы, на востоке школа, Семей и в Усть-Каменогорске. 19 школ реализуют собственную программу NS Program, это наш бренд, наш собственный продукт. В двадцатой школе реализуется программ IB – программа международного бакалавриата. Во всей сети обучаются 16 167 учащихся, и около 3000 учителей. У нас вот такая большая команда, но, если распространять опыт на всю страну, нас не так много. Но мы ведем большую работу в плане трансляции нашего опыта.

А.Д. – Раз уж Вы затронули тему трансляции опыта, может быть, Вы и об этом расскажете? Как вы распространяете свой опыт, потому что мы в принципе понимаем, что у нас не так много школ, которые настолько оснащены, но все равно – что можно сделать, для того, чтобы они использовали ваш опыт. И что вы уже делаете.

Ж.А. – Это, конечно, тема очень большая, я постараюсь крупно остановиться. Во-первых, те стандарты, которые сейчас реализуются в рамках обновления содержания образовательной программы – это стандарты, которые разработаны на основании нашей образовательной программы NS Program. Программа направлена на развитие функциональной грамотности ученика. Кроме этого центры педагогического мастерства обучают учителей совместно с Орлеу по всей стране, филиалы ЦПМ имеются в каждом областном центре. Идет обучение учителей новым подходам. Критериальная система оценивания, которая есть в наших школах, она также внедряется во всей стране. Это если говорить крупно. Кроме этого, до того, как внедрять во все школы, МОН определило 30 пилотных школ, где педагоги уже являются профессионалами высокого уровня, и они уже сейчас продолжают делиться своим опытом в своих регионах. Кроме этого, каждая интеллектуальная школа является в своем регионе методологическим центром, проводит очень много семинаров, мастер-классов как на базе своей школы, так и с выездом в другие общеобразовательные школы. Каждый год мы проводим совместно с МОН августовские секции на педагогических конференциях как в Нур-Султане, так и на базе наших школ. Ведется такая работа большая и уже давно в рамках трансляции опыта. Если говорить про данную ситуацию с пандемией, то нашим школами, или правильнее говорить, центрами педагогического мастерства, были разработаны видеоролики, которые были размещены во всех соцсетях, и сейчас более 700 000 просмотров этих роликов. Ими проведены серия вебинаров на тему «Как организовать онлайн-обучение с учащимися». Вебинары были ориентированы на учителя и ими сейчас охвачены более 76000 учителей. Кроме этого, Куляш Ногатаевна вместе с коллегами провела большой вебинар на страну, поделилась нашим опытом в организации онлайн-обучения. По итогам этого первого вебинара у педагогической общественности возникли вопросы, в большей части касающиеся организации предметных работ в области химии, физики, биологии и по организации суммативного оценивания. И надо сказать, что буквально в прошлую пятницу сотрудники ЦПМ провели вебинар на двух языках именно по организации практических работ по естественно-научным дисциплинам, где показали конкретные подходы организации практических наук, развития исследовательских навыков. И начиная с сегодняшнего дня, с понедельника, сотрудники центров педагогических измерений проводят серию вебинаров тоже на двух языках, как организовать суммативное оценивание в формате онлайн-обучения.

А.Д. – Хорошо. Жанар Нурбопашевна, чтобы понятно было нашим зрителям, многие из которых являются родителями: суммативное это что? Это оценка? Как оценивать работу учеников или что это? Можете по простому рассказать?

Ж.А. – Помните, как раньше нас оценивали? Закончилась тема – пишем контрольную работу. Это называется суммативное оценивание за раздел. Закончилась четверть – вы тоже помните, проводилось итоговое оценивание за четверть.

А.Д. – Смотрите, мы уже находимся на карантине больше месяца. Какие-то выводы, уроки, что нужно и что не нужно использовать, с чем столкнулись, с какими трудностями столкнулись учителя и родители.

Ж.А. – Надо сказать, что весь мир столкнулся с этими трудностями, заведения во всем мире были проведены на онлайн-формат. Нельзя сказать, что все страны были готовы к онлайн-формату. У нас есть партнеры за рубежом, и из стран ОСЭР, и они говорят, что не везде был хороший доступ к интернету. Не у каждого ученика, социальное неравенство - это признак всего мира, не у каждого ученика была свой ноутбук, свой девайс, через который он мог обучаться. Это проблема, с которой столкнулись и наши казахстанские ученики и родители. Каждая страна находила свой подход в решении этих проблем. И вы знаете, что МОН РК определило ряд мер, которые имеют хорошие результаты – вот так быстро найти пути решения этой ситуации. Самая главная причина – это отсутствие интернета в некоторых отдаленных сельских пунктах, даже в городских пунктах не везде был хороший интернет. Вторая проблема: были семьи, у которых двое и трое детей, нужны рабочие места родителям, которые перешли на дистанционный формат работы, ученики, которым нужно было заниматься. Это значит, надо было иметь несколько компьютеров либо поочередно пользоваться. В первую очередь, я думаю, что в этом заключалась трудность. Также – где-то западают навыки ИКТ-компетенций. Не каждый знаком с теми удобными продуктами различных онлайн-платформ, которые можно использовать в данном случае. И сейчас нужно сказать, что навыки как учителей, так и родителей, так и учащихся в использовании технологий значительно повысились. Я знаю много примеров, когда родители с удовлетворением отмечают, что вместе с учениками научились пользоваться компьютером, какими-то программными продуктами, вместе помогаем загружать домашние задания, видим, что процесс обучения - это достаточно сложный процесс. Если раньше каждый родитель знал, как учить и как лечить, и если что-то не получалось у ребенка, главный виновник был учитель, то сейчас многие родители осознали, что процесс обучения многогранный, и держать во внимании 30 учеников, а не одного-двух-трех, как у родителя, это достаточно сложно и это виртуозная работа. Конечно, родителя с удовольствием отмечают, что открыли для себя своих детей, открыли, что их дети в каких-то моментах более продвинутые, более мудрые, быстрее ориентируются, у них другие навыки. Я бы родителям посоветовала: нужно слушать, слышать своего ребенка, уметь советоваться со своим ребенком и давать ненавязчивые советы. Вспомнить себя в их возрасте и понимать, что хоть они и мудрые, продвинутые, понимать, что это ребенок и у них есть определенные психовозрастные особенности. И тот опыт, который прожил родитель, не всегда легко ложится на плечи и психику ребенка. Максимально помогать, вникать, вместе читать, обсуждать, вместе исваивать и ИКТ-компетенции в том числе.

А.Д. – Жанар Нурбопашевна, Вы в одном ответе ответили мне на несколько волнующих наших слушателей вопросов. Родителям это очень важно знать. Люди спрашивают: как будет оцениваться работа школьников за год, они не будут сдавать экзамены, будет применяться суммативный метод?

Ж.А. – Не буду вводить в заблуждение, я могу что-то не так сказать. Это не совсем в моей компетенции. Поэтому я точно отвечать на этот вопрос не буду. Но, как я понимаю, внешнего экзамена не будет, а это вот итоговое оценивание по тем результатам, которых дети уже достигли к этому периоду.

А.Д. – Замечательно. Вы упомянули, что по физкультуре и по НВП и по казахской и русской литературе по ним нет онлайн-обучения.

Ж.А. – В нашем случае – да, мы эфирное время на это не тратим, и здоровье-сбережение это… Но мы разработали методические рекомендации, как организовать самостоятельную работу по этим предметам. И если наши онлайн-уроки ведутся с 8:30 до 12, потом мы даем им часовой перерыв, потом уже начиная с 14 до 16 это время онлайн-консультаций. И по всем этим предметам у учащихся есть возможность выйти на групповую или индивидуальную консультацию к своему учителю. Есть возможность по этим вопросам сдать домашнее задание, обсудить ход работы, задать волнующие вопросы для того, чтобы эти предметы также получили свое оценивание в итоге. Точно также чтобы по другим предметам было достижение цели обучение и достижение ожидаемого результата по программе.

А.Д. – Отлично. Вы упомянули об учителей из Кызылорды, который подготовил и выложил в Сеть целый пласт уроков. Это была его инициатива? Любой учитель может этим пользоваться?

Ж.А. – Да, это была его личная инициатива, он ведет эту работу с 2012 года, разработал целую методическую копилку. У нас мало ресурсов на казахском языке, и он разработал сайт на казахском языке, и все учителя могут бесплатно регистрироваться на его сайте и пользоваться теми материалами, которые находятся на этом сайте. Как я уже говорила, мобильная версия сайта тоже существует, ее разработал его же ученик. Но я бы хотела также упомянуть и в данной ситуации, это будет справедливо, нашу школу Петропавловска, потому что эта школа активно использует продукт Microsoft Office 365 - Teams. В данном случае они были ведущими, проводили вебинары точечно для своих коллег из других интеллектуальных школ. В этом смысле они были передовые в организации онлайн-обучения.

А.Д. – Как замечательно, что у нас есть такие примеры, не только в столице, но и в Петропавловске и Кызылорде, и, наверное, и в других городах есть такие талантливые педагоги. И сегодня от имени Радио МедиаМетрикс Казахстан я хочу сказать им спасибо. Потому что сегодня как никогда учителя и врачи будут решать нашу судьбу. Я хочу сказать им огромное спасибо и браво. А Вам, Жанар Нурбопашевна, я хотела бы пожелать успехов, вашей системе школ. Вашей автономной организации образовании. Мы благодарим Вас за такую ценную информацию, за то, что Вы поделились таким ценным опытом. А нашим слушателям хочу сказать «до новых встреч». Сегодня у нас в гостях была Абдильдина Жанар Нурбопашевна, директор Центра образовательных программ Назарбаев интеллектуальные школы. Пожалуйста, смотрите наши программы. Большое Вам спасибо.

Ж.А. – Несмотря на то, что за цифровизацией и онлайн-обучением будущем, но помните, что бесценно живое общение с человеком. Не нужно забывать, что нужно как можно больше общаться в живом формате. И я надеюсь, что эти две вечные профессии – учитель и врач – будут, действительно, вечными. Что живое общение ученика и учителя ничто не заменит. И хотела бы пожелать слушателям: сейчас много говорят о цифровом следе, быть внимательными к своим высказываниям в Интернете. Можно словом обидеть человека публично. Иногда это делают специально, иногда не специально. Помнить о том, что мы оставляет цифровой след на просторах Интернета. И пожелать ученикам, родителям – когда мы выйдем из карантина, помнить не только о физической дистанции. Помнить о том, что мы должны беречь природу, Землю, которая за полтора месяца очистилась, воздух очистился. Элементарно не плевать на землю, элементарно не кашлять не чихать в общественных местах, не загрязнять ту землю и ту природу, которая нас кормит и удивляет природными красотами и явлениями. Помнить о том, что физическое пространство это не только физическое, но и личностное, с уважением относиться к личности каждого человека, кто находится рядом. Помнить о том, как объединила нас пандемия, помнить о том, что мы люди, мы жители планеты, но мы не вечные жители этой планеты. И беречь эту планету необходимо для будущего поколения. Оставлять не только грамотный цифровой след, но оставлять и грамотный след на Земле и в душах людей.

А.Д. – Жанар Нурбопашевна, замечательные слова, спасибо что Вы подвели черту нашей программы этими словами. Живого общения с учителем ничто не заменит. Большое спасибо. До новых встреч.